Позаимствовано тут kozodoy.livejournal.com/23324.html#cutid1 Орфография и пунктуация автора сохранены.

Говорят, больше ста лет никто не живет так просто. Это что-то вроде благословения свыше. И умереть во сне – тоже дано не каждому. Это – то же самое благословение.
Я, лично, не верю в благословения.
Я считаю, что если человек ЖИВ по-настоящему, живет насыщенно и полно, то его года удлиняются, ему есть, что открывать в жизни, и тогда смерть тоже легка – он сделал все что мог.
Именно так прожила свой 101 год Лени Рифеншталь. Она узнала в жизни буквально всё. Славу, величие, счастье, предательство, презрение и ненависть, бесконечные протекции и привилегии и такой же бесконечный гнет своего неимоверного таланта и жгучее клеймо на своем громком имени.



Сейчас, стоить загуглить ее имя, сразу же высвечиваются фото – «она рядом с Гитлером» и «огромный флаг со свастикой» вот они. Я убежден, что этот образ рьяной пропагандистки нацизма был сознательно сконструирован и внедрен в массы после войны – то, что великий режиссер была не просто протеже великого агрессора, а еще и его любовницей, специально навязывается кем-то. Но как бы там ни было, что бы о ней не говорили – весь современный мир живет среди образов, которые создала Лени Рифеншталь и мы полностью погружены в эстетику этого гиганта.

Во-первых, роковой фильм «Триумф воли», который стал на самом деле триумфом кинематографии.
Это документальное кино о съезде фашисткой партии, снятое на заказ самого Гитлера. Гитлер и вправду был без ума от Рифеншталь, и настоятельно требовал, чтобы она снимала только для него.
Именно это небольшое кино перечеркнуло всю ее жизнь. Но оно на километровый шаг продвинуло вперед всю кинематографию.
Те ракурсы и приемы, которые Рифеншталь использовала для освещения предвоенных событий, теперь на полную катушку использует так ненавидящий ее Голливуд. Идеи, которые она опробовала в «Триумфе» еще ярче и сочнее реализованы в «Олимпии» – первом в истории эпическом фильме. Всё что мы привыкли принимать ка кдолжное в репортажах с Олимпиады открыла именно Рифеншталь: замедленный кадр, подводная съемка пловцов и ныряльщиков, необычайно острый и необычайно низкий уголы съемки, панорамная съемка и даже тележка с камерой, которая следует за бегунами... Но это всё переняло и художественное кино, и не только технику Рифеншталь, но и ее видение. Например, заставки к «Джеймсу бонду» - бесконечные коллажы, движущиеся из одного угла экрана в другой танцующие тела, необычный угол и широта картинки – это всё «Олимпия» Рифенштайль. И, если вы посмотрите любой качественный фильм, то увидите там многие и многие наработки «подлой нацистки», которая, кстати, никогда не состояла в нацистской партии.

После войны ее, естественно, жаждали растерзать. И она никогда не отнекивалась от того, что верила в Гитлера, как в спасителя Германии. Но ведь в Сталина, который сгноил миллионы людей в лагерях, точно так же верили и точно так же снимали для него, писали для него и целовали его портрет, как икону.
Сейчас непонятно, действительно ли Рифеншталь не понимала, что происходит, или же просто пыталась закрыться от этого, дабы использовать все шансы максимально развить свое искусство – ведь такого щедрого финансирования, как от Гитлера она бы ни от кого не получила. А кино требует денег. Она всегда говорила: «Да, он загипнотизировал меня – но не его идеи. В политике я никогда не смыслила. Могу сказать откровенно, я фанатична, и я видела перед собой только свое кино и только шансы его снимать, и ничего больше». А каких только обвинений не выкидывали в ее адрес. Пытались осудить – но суд не смог найти ничего действительно весомого, чтобы засадить ее или расстрелять. Тогда Рифеншталь просто заклеймили. И на этом клейме заработали миллионы. В конце 40-х бестселлерами были книги по типу «Любовницы Гитлера», где первой фигурировала не Ева Браун, а именно Рифеншталь. Второй ярлык, который навесили на нее – «сочувствующая нацизму». Но ей, я думаю, было плевать на это. И на то, что она голодала, и на то, что от нее отвернулись друзья, которых, она в свое время спасала от службы на фронте благодаря своим связям в Рейхе. Самое страшное для Рифеншталь было то, что у нее изъяли ее фильмы и не давали ей создавать новые. Я уверен, что мир многое потерял из-за глупой и раздутой ненависти.
Но Рифеншталь не сложила руки и не отчаялась. В этом ее магнетизм Она хотела ЖИТЬ. И что было дальше, расскажу позже.




P.S. Она была лично знакома с Марлен Дитрих, и та просто терпеть ее не могла. Фон Штернберг, который, собственно, и создал ту Дитрих, которую запомнил мир, очень увлекся Рифеншталь и даже подумывал снимать в своем кино ее, а не Дитрих. Но Марлен моментально всё уловила и не попустила хватки, а Рифеншталь особо не переживала – в тот момент она уже видела себя больше режиссером, чем актрисой. Но с этого момента Лени нажила себе еще одного врага – Дитрих.
И вообще, если вы видели фильм «Малена» - мне кажется, ненависть масс к Лени сходна с ненавистью масс к Малене.

P.S. 2
Церемония зажжения олимпийского факела была придумана для съемок «Олимпии».




Продолжение (community.livejournal.com/retro_ladies/320671.h...)



До 1987 года Рифеншталь продолжали таскать по судам, пытаясь обвинить в нацистских преступлениях. И каждое дело обвинитель проигрывал.
На ней уже висело два ярлыка: «сочувствующая нацизму» и «девочка Гитлера», у нее уже отняли всё, что только могли, но не смогли отнять таланта ЖИТЬ.
Рифеншаталь, как истинный творец, продолжала гореть идеями и страстью познать новое.
Она пыталась снимать, отстаивала сове право (даже через суд) создавать кино – но везде натыкалась на непримиримую критику и протест. Большим ударом для нее был тот факт, что кадры из ее гениального «Триумфа» использовались в программах и фильмах о Гитлере, наряду с картинами концлагерей. Рифеншталь понимала, что эту грязь Третьего Рейха ей уже не отмыть никогда.

И всё же, она каким-то непостижимым образом находила лазейки, чтобы собрать команду для нового кино. С 50-го по 55-й года она пыталась реализовать 7 масштабных проектов с участием лучших европейских звезд. Но в последний момент, когда всё уже было готово для съемок, чья-то рука вдруг резко урезала финансы, которых требовали ее циклопические идеи. Казалось, можно ставить точку… но в самый подходящий момент Рифеншталь узнает, что в Африке до сих пор полным ходом ведется работорговля, и у нее зарождается еще одна идея – бросить цивилизацию и снять кино об ужасах этого проклятого бизнеса – «Черный груз». Ей 54, и она отправляется в дикую Африку, где чуть ли не сразу попадает в автомобильную катастрофу в саванне – вылетев из джипа и ударившись головой о камень Рифеншталь проламывает себе череп. Она успела отснять массу материала, работая со своей командой в просто нечеловеческих условиях. Но, очередная идея очередного фильма снова провалилась. После этой травмы финансирование опять прикрыли и заканчить фильм не удалось.

Зато ее фотографии Африки высоко оценили – их напечатали ведущие мировые издания «Штерн», «Санди Таймс», «Пари Матч», «Европеец», «Ньюсвик», «Сан». И тогда Рифеншталь решает полностью посвятить себя фотографии. В течение 15 лет она регулярно возвращается в Афирку и исследует нубийскую пустыню, где обнаруживает несколько абсолютно диких и оторванных от цивилизации племен – Нуба, как назвала она их. Без чьей либо помощи, с единственным ассистентом, Рифеншталь удается войти в доверие и даже подружится с Нубийцами. Злостная нацистка Рифеншаталь становится не просто другом нубийцев, а и почетным членом каждого недоверчивого и замкнутого сообщества, которое она посещает. Об этом красноречиво говорит тот факт, что ей с удовольствием позировали и разрешали снимать на камеру абсолютно всё, даже ритуальные бои.


Результат этих тесных взаимоотношений – два великолепных альбома фотографий: «Нубийцы - люди как будто пришедшие с другой звезды» и «Нубийцы из племени Кау».
Эти работы произвели настоящий фурор. В 1975 году альбом «Люди с другой звезды» признают лучшей фотоработой года. А историки и антропологи заинтригованы открытием новых африканский народностей. Выставки работ Рифеншталь с успехом проходят по всему миру ее снимки печатают практически везде… но это не значит, что гнет закончен.



Вместе с успехом вздымается новый вал критики. Противники Рифеншталь видят в неграх, которых она снимала, затянутых во все черное нацистов. В здоровых атлетичных телах – фашистский культ здоровья. А в том, что Рифеншталь снимала ритуальные кровавые бои нубийцев – доказательства того, что эта дама пропагандирует жестокость. Что доверие негров она вызвала исключительно своей изощренной хитростью, пронырливостью и фанатичным упорством. Но чем тогда объяснить то, что на протяжении 23 лет, после выхода альбомов, Рифеншталь выпрашивала разрешение на выезд в Судан, чтобы снова увидеть племена и узнать о судьбе своих друзей. Разрешение она в итоге получила, когда ей было уже 97. Судан сгорал от гражданской войны, она знала, что тех племен, которые она когда-то знала уже не существует – остались только жалкие воинственно настроенные группы, разбросанные по пустыне. Она всё равно решается на поездку. Ей хочется увидеть нубийцев и чем-то им помочь. В итоге, в вертолет, на котором она летела над пустыней, попадает снаряд. Рифеншталь разбивается вместе с вертолетом, но выжывает. Ведь в то время у нее уже был другой стимул – дайвинг.

Когда она заразилась этой болезнью – погружениями под воду – ей был уже 72 года. Возрастное ограничение в группах начинающих дайверов – 55. Она успешно солгала инструктору, что ей только 52, и ее поглотил подводный мир. Рифеншталь признавалась, что, наконец, нашла отдушину и покой. Мир, совсем не похожий на мир людей, где ее никто не видел и не трогал. Все обвинения и страсти оставались над синей пленкой воды, а под водой были только кораллы, рыбы и безграничное количество новых впечатлений. Ее подводные фотографии вылились в несколько красочных фото-книг и также были очень успешны. А к своему 100летию Рифеншталь подготовила небольшой фильм «Подводные впечатления». Конечно, это было не масштабное, эпическое и высокотехничное произведение, как того требовало ее дарование. Это скорее было кино сделанное для себя, чтобы выплеснуть так долго копившиеся эмоции. Завораживающий и красочный мир полного одиночества – здесь нет слов, и это главное.


Лени Рифеншталь уснула и не проснулась в 101 год. Ее партнер Хорст Кеттнер, который был моложе Лени на 40 лет (и был ей верен вот уже 41 год), говорил, что в день перед смертью, Рифеншталь была, как всегда, в отличном настроении и умерла тихо и спокойно.
Ее до сих пор обвиняют во многом. Злобствующие критики всегда найдутся – чем больше слон, тем громче лает моська. Я не раз читал мнения, что ее искусство – это фригидный набор удачно смонтированных кадров. Что она не имела никакого таланта режиссера драматического кино и вообще в ее работах больше масштабности, чем искусства. Что все ее разочарования о фашизме и уверения в том, что она жила одним лишь искусством – не больше чем поза. Что фотографии нубийцев чуть ли не бездарны, а привлекают одной лишь экзотикой истинно дикого и необузданного антуража (но как ей тогда удалось донести дух этой необузданности?). Ее обвиняют в том, что она была манипулятором и роботом, думающем только, как бы выгоднее поставить свою камеру. И что вообще она не была женщиной. Доходит даже до едких обвинений в том, что в старости она позволяла себе носить яркие наряды и красила волос в соломенный цвет. Череда обвинений в адрес Рифеншталь бесконечна, как бесконечен и мой восторг ею.
Легкая смерть Рифеншатль для меня расставила все точки над i.

Два фильма, которые она успела снять, и которые по злой иронии судьбы загубили весь ее грандиозный талант, входят в десятку лучших кинопроизведений ХХ века. И, если бы ей дали работать, то, я уверен, эта десятка пестрила бы страшной, облитой негодованием фамилией Рифеншталь. Я смотрю ее кино, смотрю ее интервью, смотрю ее фото – такую бьющую через край жизнь редко встретишь в цивилизованном мире. И для меня этого достаточно. Возможно, я говорил бы по-другому, если бы пережил войну. Но я счастлив, что могу смотреть на нее не сквозь эту серную призму – а прямо и с открытым сердцем.

А Моськи на то и Моськи, чтобы гавкать.



От себя.
Лени Рифеншталь привлекла меня сразу же. Неоднозначная личность. Безумно талантлива, красива, очень амбициозна. Возможно, в этой ее амбициозности и кроется причина ее связи с гитлеровским режимом. Она воспела фашистскую Германию, а Гитлер обеспечил ей карт бланш и полное финансирование. Знала ли она, что происходит в ее стране? Думаю-да. И это накладывает мрачный отпечаток на этот бесподобный талант. В одном из интервью ее спросили о судьбе цыган, занятых съемках в ее фильме. Пожилая дама явно растерялась, она должна была знать, что цыгане в фашистской Германии за людей не считались, и ее фильм для них был всего лишь передышкой на пути к газовым камерам.
Но какой талант... Кто видел хотя бы отрывки из "Триумфа воли" и "Олимпии", тот должен меня понять. Если постараться отрешиться от свастики, орлов и прочей коричневой дряни, то мможно увидеть потрясающе графичные фильмы, очень необычные ракурсы, невероятной красоты картинку.
Рифеншталь-талантливейший режиссер, фотограф, личность, красивая женщина. ИМХО